В марте 2022 года мы были в гостях у компании «See-Eco Foods», беседовали с генеральным директором и разработчиком продуктов Дмитрием Дымочкиным. Поговорили о развитии бизнеса, об импортозамещении сырья и антикризисных мерах, об опыте использования 16 автоклавов «Фермер» и их модернизации под нужды предприятия.
ООО «СиЭко Фудс» находятся в Краснодаре, занимаются разработкой и производством вегетарианских продуктов питания под собственным брендом и эксклюзивных продуктов для ведущих федеральных сетей.
Как производитель вегетарианских продуктов «See-Eco Foods» использовал 16 автоклавов "Фермер"
Дмитрий, добрый день! Расскажите пожалуйста, сколько лет предприятие работает, с чего начинали и как развивались.
Наше предприятие существует более 5 лет, я же занимаюсь направлением пищевого производства натуральных продуктов порядка 8. Начинали мы с ореховой пасты «Урбеч», тогда это было трендом. Развили ассортимент до 20 наименований.
Затем у нас возникла идея делать соевое молоко. На тот момент в промышленных масштабах мало кто занимался данным продуктом. Поэтому мы приобрели «соевую корову» и первый ваш автоклав «Фермер» .
Что такое «соевая корова»?
Это оборудование по переработке сои. На выходе станок выдает соевое молоко, так к нему название «соевой коровы» и приклеилось. Мы взяли оборудование китайского производства, фасовали по стеклянным бутылкам объемом 0,5 литра. С такой упаковкой вошли во «ВкуссВилл» под их СТМ. Также у нас был свой бренд Latte di Soia с реализацией на всю Россию.
Как происходил рост бизнеса за 5 лет, скачкообразно или плавно?
Мы весьма органично росли, постепенно расширяя производственные возможности и ассортимент. Сперва один автоклав приобрели, потом второй, третий, их число увеличивалось соразмерно нашему росту.
Однажды возникла идея делать соевые тофу-паштеты. У меня была задача сделать тофу, но сам по себе продукт казался мне скучным, да и на рынке присутствовали производители тофу в брикетах. Поэтому я взял брикет, перебил его со специями и маслом, и получил отличный паштет.
Наша компания первой в России вывела на рынок тофу-паштеты. Это стало трендом, который подхватили другие производители, не стесняясь копируя, и даже не утруждаясь с названиями. Мне это даже приятно, с определенной точки зрения.
Затем возникла идея делать соус «песто», который нравится и мне, и моему партнёру по бизнесу. Как возникла идея? Однажды супруга приготовила «песто» и мы поняли, что должны заняться производством этого соуса. На протяжении 4 лет мы нервируем итальянцев и делаем в России соус «песто» из зелёного базилика.
Сейчас отличное время, потому что иностранные производители уходят с полок российских магазинов, в связи с курсовой разницей и логистическими проблемами. Мы очень надеемся, что именно в этот непростой период у нас будет шанс расширить свое присутствие на полках.
Единственный нюанс - нужно поработать с ценой, т.к. потребитель богаче не становится. В сравнении с конкурентами, мы выгоднее по цене, но дополнительно проводим ряд мер, чтобы стать еще выгоднее.
На сколько широк ваш ассортимент сейчас?
В настоящее время у нас более 40 наименований продукции. Есть кондитерское направление, делаем кокосовые конфеты. Хотя сейчас в процессе поиска заменителя для кокоса, потому что цена стала неподъемной для покупателей. Будем работать над новыми рецептами.
Также у нас направление с соусами. Помимо «песто» мы производим соевые соусы – «1000 островов» «Барбекю», «Цезарь». Уже разработали и в скором времени запустим новинку «Тартар».
Делаем паштеты на растительной основе из тофу, чечевицы, нута, гороха. Выпустили целую палитру хумуса. И все это благодаря автоклавированию, который обеспечивает длительный срок хранения продукта без применения консервантов.
Да, сейчас их осталось 8, на пике было 16, они стояли в 2 ряда по 8 шт. Половину мы уже распродали, т.к. взяли 2 больших автоклава горизонтальной загрузки челябинского производства. Из одного «Фермера» сделали теплообменник – кипяток выходит, смешивается с холодной водой и затем сливается в канализацию. Такую систему придумали, чтобы в канализации трубы не оплавило от постоянного потока горячей воды.
Расскажите, пожалуйста, подробнее, как вы организовали работу такого количества оборудования.
Мы модернизировали автоклавы, чтобы усовершенствовать производственные процессы, ваши специалисты нам в этом помогли, конечно же.
Заводской алгоритм работы подразумевает, что после окончания цикла открывается клапан и начинается слив воды. Когда стоит много автоклавов, это уже потери. По сути, чистая горячая вода просто сливается в канализацию. Поэтому мы внедрили систему рециркуляции воды.
Что мы сделали: отключили клапан, чтобы он не включался в автоматическом режиме. Когда цикл заканчивается, оборудование остывает примерно до 90 градусов. После этого мы аккуратно снимаем давление, и эту воду перекачиваем в следующий автоклав через нижний патрубок, который мы отдельно вварили снизу. Мы здорово начали экономить на электроэнергии и воде.
С какой производительностью вы работали, сколько циклов в день проводили?
Работали практически непрерывно и в рабочую смену выполняли до 4 загрузок. В 1 автоклав помещалось до 190 баночек «горчичка» с соусом «песто», умножаем на 16 автоклавов, вот вам и производительность.
Здесь есть еще момент - мы работали с принудительным охлаждением. Для нас было важно сократить время одного цикла, поэтому отдельно приобрели вентиляторы. Как только цикл заканчивался, мы начинали обдувать автоклав, сокращая тем самым время остывания.
Такое принудительное охлаждение не оказывало отрицательного эффекта на процесс стерилизации?
Нет, баночки прекрасно себя чувствовали, не лопались.
Мы еще хотели модернизировать автоклавы, чтобы еще больше сократить время цикла, но на 16 единиц оборудования требовались слишком большие вложения, и мы решили приобрести просто 1 промышленный автоклав.
По мере роста производства, думаю, что на промышленное оборудование стоит обратить внимание, когда у вас от 8 единиц «Фермеров» , т.к. с точки зрения человеческих усилий, трудозатраты выше в плане загрузки и выгрузки продукции.
Вы выпускаете продукты только в стеклянной таре со сроком хранения 12 месяцев?
Да, и используем только крышки твист, они себя хорошо показали в процессе стерилизации в автоклаве . И самое важное для нас - с крышками твист не нужны лишние трудозатраты с закруткой баночек.
Наша компания заточена под натуральный, понятный состав, без использования консервантов. На самом деле здесь не много вариантов: либо мы стерилизуем, либо выпускаем скоропортящиеся продукты, которые нужно хранить в холодильнике.
Мы пошли путем стерилизации, и ваши автоклавы в свое время нас очень выручили и сыграли хорошую службу.
Подходят ли вам заводские режимы стерилизации, которые запрограммированы в блоке управления?
Нет, мы их не использовали, а разработали свои собственные технологии и сохранили в ЭБУ. Температура стерилизации 105-115 °C, чётко выставленное время 30-50 минут, в зависимости от режима и рецепта.
Температура декомпрессии - это та температура, при которой вскрываем автоклав, 85-90 °C, в зависимости от продукта. Для чего мы это делаем – чтобы из-под крышки, за счет давления, вышел воздух и крышка осела.
Чтобы крышка осела, нужно либо предварительно укупоривать с вакуумом, т.е. осаживать крышку, либо искать другой способ. Я нашел такой режим, при котором крышки оседают. На определенной температуре проводим плавную декомпрессию, то есть стравливаем давление. Крышки при этом не срывает, и давление, которое внутри тары, стравливается. Такие тонкости пришли ко мне с опытом.
Расскажите пожалуйста, как ваш бизнес перенес «пандемийный» 2020 год?
Как некоторые говорят - верните 20-й год, было в принципе неплохо. Кризис 20-го года отразился напрямую, сразу пошел рост себестоимости. Немного были разорваны логистические цепочки.
В том году так же, как и сейчас, мы начали сокращать расходы. Мы в любой кризис начинаем сокращать расходы и убираем все ненужные издержки и повышаем эффективность.
Наша компания взаимодействует преимущественно с торговыми сетями. И уже во второй раз мы сталкиваемся с проблемой оперативного повышения цен на полке. В любой непонятной ситуации наши поставщики сырья резко подымают цены. В принципе, я их понимаю. Резко отменяются все отсрочки платежа, если остаются, то расчет производится по актуальному на дату расчета курсу валюты. Если курс валюты на момент заключения договора был 100 руб. за 1 доллар, с отсрочкой на 30 дней, а в день фактической оплаты 150, то мы вынуждены будем оплатить по 150 рублей. Для нас это большой риск.
С одной стороны, поставщики снимают отсрочки и повышают цены, а с другой - торговые сети, которые не убирают отсрочки и не хотят повышать розничные цены. Из плюсов – некоторые торговые сети, например, Х5, отменили штрафы за недопоставку, и мы перестали отгружать те позиции, которые нам не выгодны.
Правильно понимаем, что часть производственного сырья у вас является импортным? Возможно ли заменить их на российские?
Сразу скажу, чтобы не было иллюзий - кокоса как не было в России, так и не будет. Я бы с радостью выращивал кокосы в Сочи, но к сожалению, они там не смогут расти.
Нужно смотреть по конкретному товару. Мы проводили аналитику и выявили, что в разных продуктах импортное сырье в составе занимает от 3,5 до 75%. Мы должны понимать риски.
Специи – мы не сможем их заменить, потому что часть специй не растет на территории России, например, зира, черный перец, кумин. Поэтому мы пересматриваем каналы поставок и, например, переходим с европейских на азиатские. Есть варианты торговли со странами СНГ, Китаем, Вьетнамом.
Также мы будем пересматривать рецептуру, модифицировать продукты. Какие-то ингредиенты можно будет заменить на аналоги, какие-то исключим из ассортимента и выведем новинки. Будем стремиться к снижению доли импорта. Это большая работа и абсолютно нормальный процесс.
На ваш взгляд, нынешняя ситуация тяжелее той, что возникла в 2020 году?
Я не аналитик и могу судить о происходящем на примере нашего предприятия. На мой взгляд, ситуация более долгоиграющая. Покупательская способность снижается, возникает государственное регулирование ценовой политики.
У меня появилось ощущение, что производители оказались в щепетильной ситуации, самые обиженные во всей производственной и торговой цепочке в отрасли. С одной стороны, поставщики сырья устанавливают свои цены, какие хотят. С другой стороны, торговые сети, которые отслеживают конкурентов, уникальность торгового предложения и устанавливают верхний порог для розничной цены в своем магазине. И мы находимся в постоянном прессинге, одни хотят поднять, другие – опустить, а мы – переработчики, - посередине.
Бывает, что некоторые продукты мы снимаем с производства, потому что маржинальность со временем становится низкой или даже отрицательной.
Например, соус «песто». Не секрет, что зимой базилик не растет на Юге России, только в условиях тепличного хозяйства, и его стоимость в 10 раз выше грунтового. Зимой «песто» близок к убыточному направлению, но он нам нужен – держим место на полке для данного товара. В связи с ростом цен он становится золотым. На фоне роста валюты подорожали базилик, кешью, растительное масло брали по 100 руб., теперь по 120. Это касается практически всех производителей, даже тех, у кого доля импорта сырья не большая.
Расскажите немного про вашу дистрибуцию, вы продаете через собственные розничные магазины, торговые сети или на маркетплейсах?
Мы работаем с торговыми сетями, например, «Перекресток», «Пятерочка», «Магнит», «ВкуссВилл». В текущей ситуации мы запланировали открытие собственной розничной сети на территории Краснодарского края и планируем расширить ассортиментную матрицу с 40 до 200 позиций.
С маркетплейсами мы ранее работали через дистрибьютора, т.к. были определенные нюансы по логистике. Сейчас заключаем контракты напрямую с Яндекс.Маркет, Ozon, Wildberries. Но мы не делаем больших ставок, есть свои плюсы и минусы в работе с маркетплейсами. Время покажет, на сколько это эффективно и прибыльно.
В любом случае, так как было раньше, уже не будет.
Дмитрий, благодарим вас за интервью. Желаем дальнейшего роста и процветания вашему бизнесу!
Официальный сайт ООО «See-Eco Foods»
Канал в Telegram